понедельник, 28 апреля 2014 г.

о памяти...

Думала.. писать, не писать.. просто эмоции.. наверно... всколыхнулись всвязи с Днем Памяти, погибших в Катастрофе..  может это связано с какой-то генетической памятью.. или с рассказами бабушки, засевшими где-то глубоко-глубоко.. я не знаю, почему и откуда такой страх войны и болезненное восприятие тех событий с раннего детства.
Когда я была совсем маленькой, то перед сном обязательно должна была каждому дома по очереди пожелать спокойной ночи.. У меня была стопудовая уверенность, что это как заклинание, защищающее от войны, и война ночью не начнется, а днем, когда светит солнышко же войн не бывает..)) Возможно в этом было виновато ТВ, когда весь день сплошные новости с угрозами холодной войны, а возможно то, что из-за войны из родных почти никого не осталось.. Из многочисленной бабушкиной семьи выжили только она с младшим братом, остальных убили, а из дедушкиной, похоже никто.. Дед тоже погиб в 42-м и она с моей мамой и 9-месячным сынулей эвакуировалась в Казахстан.. Ребенок от голода по дороге умер... И таких как она миллионы... Я не могу представить, как они это пережили... И при этом, бабушка осталась очень добрым и мягким человеком... Мне ее часто не хватает... Она много рассказывала.. нет смысла писать все..
я скорее о том, что кто-то воспринимает все эти мероприятия как показуху, кто-то пропускает через себя... но когда мой 14-летний сын пришел со школы со свечкой памяти и попросил зажечь ее, и когда я заняла комп, а он нечаянно начал смотреть фильм о концлагере и не вернулся за компьютер до конца дня.. и было видно как ему тяжко после фильма, я точно поняла... не правда, что детям это все до лампочки.. они настолько же разнятся по восприятию как и взрослые.. и если ребенок помнит историю, это не воспитывает злость к тому, кто виноват.. нет.. это воспитывает уважение и сострадание к тем, кто пережил.. кто выжил... и заставляет думать - как поступить и зачем..
в нашем потребительском и циничном мире это то, что греет и позволяет верить, что не все потеряно в душах и умах ... че-то как-то пафосно прозвучало, но пусть так и будет..

14 комментариев:

  1. Не, Ир, не пафосно.
    Я в прошлом году впервые была на этой церемонии, в ульпане. Там была группа пенсионеров из разных стран, эти старички и старушки все плакали. Если честно, я тоже.
    Думала о молодой своей бабушке, как ей удалось выжить и спасти папу и его братика. Это же чудом живут теперь на Земле поколения целые: потомки тех, кто таким же чудом спасся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тань, и я реву когда смотрю на них, слушаю... когда о своих вспоминаю.. вроде как и рикошетом прошло... но почему-то очень больно..

      Удалить
  2. Писать, обязательно писать.
    Я вчера, когда бла сирена и все вышли из машин и хранили минуту молчания сама акк это ни пафосно звучит сострадала всем еврейскому народу, пережившему страшную трагедию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ириш.
      В этой беде пострадали очень многие народы, но евреев убивали организованнее всех.. Мой страх скорее всего от непонимания того, как можно было такую умную нацию как немцы травануть такой страшной идеологией. Да во что бы ты не верил, но организовано отбирать детей для их последующего убийства.. Видеть эти перепуганные глазенки и продолжать верить в правильность выбора.. Помню рассказ бабушки о какой-то ее родственнице, у которой во время расстрела на руках был грудной ребенок и пуля попала в него, а мать почему-то не добили.. Она просто сошла с ума и тоже погибла. Наверно это как шрамы, остаются в душе навсегда.... Поэтому ненавижу фанатизм в любом проявлении.. идеологическом, религиозном, национальном.. Это страшно..

      Удалить
  3. Никогда не замечала у своего старшего сына (18 лет) интереса к этой теме - возможно, потому, что семьи нашей это не коснулось, а в израильских школах это такое как бы "общее место". И вот вдруг вчера он стал об этом разговаривать, насколько все это ужасно. Видимо, сам дорос до какого-то понимания...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жень, мой старший, которому в этом году 20, тоже как-то не очень реагировал. Более закрытый, больше в своих вопросах. Больше сам по себе.. Интраверт...) он в эти дни в Кармиэле, поэтому не знаю, что там в душе. А младший экстраверт, с более обостренным чувством справедливости и сочувствия и какой-то семейственности. Ему была интересна линия семей с моей стороны и со стороны отца. Он любит, когда вся семья собирается за одним столом.. Вероятно все зависит от склада характера, но говорить с детьми надо, все равно в душе что-то оседает..

      Удалить
    2. Мой старший тоже интроверт..
      А что сын делает в Кармиэле? У вас тут родственники?

      Удалить
    3. Нет. Он там по программе Сэла.. Домой приезжает на праздники и выходные..

      Удалить
    4. Понятно. Да, у нас эта программа регулярно проходит. А я думала - родня, хотела пригласить на огонек, если будете в Кармиэле :).

      Удалить
    5. Пасибки большущее)) семья бабушкиного брата живет где-то недалеко от Хайфы, причём я их толком не знаю, а они меня видели в районе 3-хлетнего возраста..))) и сейчас также видимся с такой же регулярностью)) если вдруг к сыну надо будет ехать, то с удовольствием, а пока - лучше вы к нам..))

      Удалить
    6. Не, нам сложно.... Если вдруг соберетесь к сыну - буду рада увидеться :).

      Удалить
  4. Ирина, спасибо за пост) память должна жить в сердцах всех, даже не гражданах этой страны)
    Я с большим трепетом ждала этот день)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. это Вам большое спасибо за то, что так реагируете.. )

      Удалить